ХОРОШО ЛИ РЕБЁНКУ В ДЕТСКОМ САДУ?
- Наталья Деревенская
- 13 сент. 2020 г.
- 7 мин. чтения
Как это понять, если малыш ещё плохо разговаривает или вообще не хочет говорить про садик? Воспитатель успокаивает, что всё нормально, но при этом у мамы остаётся тревога. Почему ребёнок с нежеланием идёт в детский сад? Только ли потому, что дома с мамой лучше? Или не нравится педагог или дети обижают?
Рисунок расскажет правду
Дома родители могут самостоятельно провести диагностику и понять, хорошо ли чувствует себя ребёнок в детском саду. Самое простое для ребёнка четырёх лет, уверенно держащего в руках карандаш, предложить нарисовать детский сад. Этой инструкции на первом этапе достаточно. Дальнейшие разъяснения, что, как и где рисовать, будут мешать диагностике. Идеальный вариант, если ребёнок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами. Нарисует рядом педагога. И все улыбаются. Даже если это момент занятия, и дети нарисованы за партами – всё равно улыбаются. Понятно, что оцениваем мы не красоту и правильность рисунка и не умение рисовать, а общее настроение от рисунка, яркость выбранных цветов, размеры объектов, наличие позитивной символики (солнце, радуга, цветочки, птички). Если ничего не понятно из изображения, внимательно слушайте комментарии ребёнка и делайте выводы по ним.
Негативные факты
● Если ребёнка не окажется на рисунке. При этом есть педагог, есть другие дети, а его нет. Сигнал: «Меня игнорируют» или «Я не хочу там быть».
● Если ребёнок в стороне от всех или даже напротив всех. Например, в рисунке есть некий элемент, визуально отделяющий ребёнка от коллектива. Это прямое указание на имеющийся конфликт.
● Если педагог нарисован с большим круглым ртом (кричит). Исключение: урок музыки и все поют.
● Если у детей огромные руки и прорисованы зубы – агрессия. На потенциальную опасность, исходящую от других, указывает также обилие в рисунке остроконечных элементов. Опять же есть исключение, которое стоит учесть: если у ребёнка происходит смена молочных зубов, и в момент рисования ребёнок испытывает боль от прорезывания нового зуба, то телесный дискомфорт тоже может проявиться в детском рисунке в виде зубчиков. Такие зубчики не стоит трактовать как агрессию.
● Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания. Иными словами, рисунок на «отвяжись», без желания углубляться в детали и события. Возможно, потому что садик воспринимается, прежде всего, как здание, а не как коллектив детей. А возможно, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются. Обилие чёрного цвета в рисунке при наличии карандашей других цветов – сигнал того, что в садике некомфортно. Исключение: просто в данный момент у ребёнка плохое настроение, никак не связанное с садиком. Чтобы избежать двойственного понимания, не проводите диагностику, когда ребёнок явно не в духе.
Даже при формальном подходе, когда нет персонажей, а есть только изображение здания детского сада снаружи, можно сделать некие выводы о пребывании ребёнка в этом учреждении. В этом случае имеет значение, какая на рисунке погода. Если светит солнце, цветут цветы – обстановка благоприятная. Если на небе мрачные тучи, а здание залито дождем, возможно, что ребёнку в садике грустно, хочется плакать. Если ещё и молнии – то рёбенок чувствует опасность или же ощущает на себе проявления агрессии. Опять же есть исключение (да, в диагностике не всё так просто и однозначно): если недавно действительно была гроза с ливнем, и ребёнок в рисунке просто воспроизвел яркие воспоминания.
Чтобы в дальнейшем исключить формальный подход, можно в следующем задании конкретизировать, что нарисовать нужно какой-нибудь организационный момент. И тогда инструкция должна звучать так: «Нарисуй детский сад, где все заняты каким-нибудь делом». Обычно дети начинают рисовать прогулку, занятие, обед или тихий час. Ребёнок выберет либо самый приятный режимный момент, либо, наоборот, самый неприятный. По эмоциям на лицах нарисованных детей будет понятно, нравится этот момент автору или нет. Но если у ребёнка идет резкое неприятие коллектива, то на рисунке будет ночь, все ушли домой и только пустое здание в темноте.
При анализе учитывайте общее впечатление от рисунка. Что вы чувствуете, глядя на рисунок? Скуку, тоску, боль, страх, тревогу или спокойствие, радость, интерес. Обратите внимание на размер нарисованных объектов. Если они маленькие, расположенные ближе к краям, при условии, что большая часть листа остается незаполненной, то это может указывать на тревогу. Исключение: объекты маленькие, но есть развернутый сюжет, весь лист заполнен. Тогда это не про тревогу. Просто автору хотелось как можно больше всего вместить в рисунок.
Учитывая количество исключений и неоднозначностей, имеет смысл не полагаться на однократную диагностическую процедуру, а делать окончательные выводы только после нескольких разных диагностик. Предложили порисовать, потом поиграли в садик, потом сочинили сказку.
Только, пожалуйста, не используйте все диагностические идеи сразу, в один день. Во-первых, ребёнок устанет. Во-вторых, его может насторожить такое повышенное внимание к садику. В-третьих, если проводить диагностику в разные дни, то уменьшается вероятность ошибочных выводов.
Как уже было сказано, сиюминутное настроение оказывает влияние на рисунок. Бывает, что ребёнок в этот день поссорился с кем-то из группы, эмоции бурлят, находят своё отражение в рисунке. Для коррекции эмоционального состояния – это хорошо, но для диагностики не очень показательно. На следующий день рисунок уже может быть совсем другим.
Аппликация
Если ребёнок не любит рисовать или ещё слишком мал, не очень уверенно держит карандаш в руке, не умеет рисовать людей и зверей, то для диагностики можно использовать аппликацию. Можно сделать аппликацию «Цветочный ковёр». На большой ватман зелёного цвета наклеиваем цветы, заранее вырезанные из цветной бумаги. Они отличаются по цвету и размеру. В процессе коллективной работы, дети сами выбирают, какой цветочек куда наклеить. Когда ребёнок делает эту аппликацию один, он сам выбирает и располагает цветочки для каждого ребёнка из группы. Тревожный сигнал, если цветочек вашего ребёнка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции («друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех»). Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек («я совсем не хочу туда»). Или для остальных цветов-детей он будет выбирать тёмные мрачные цвета («мне все неприятны»). Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют («меня никто не замечает»).
Для этой техники цветов-заготовок нужно будет вырезать раза в три больше, чем детей в группе, чтобы была возможность выбора. Важно предусмотреть, чтобы в ассортименте были чёрные цветы, а также серые и коричневые, хотя в природе такие цветы не встречаются. Чёрные дети-цветочки могут вызывать страх. Серые – скучны и печальны. От красных может исходить агрессия. Розовые – милы и нежны. С оранжевыми и жёлтыми весело. С зелёными и голубыми обычно спокойно.
Ещё один вариант диагностики- аппликации: вырезаем много разных животных. Для этой цели отлично подходят картинки в интернете по запросу «Животные. Раскраски для детей», можно изрезать на картинки старые журналы. Затем берём лист ватмана и размещаем не нём животных по количеству детей из группы. Конечно, размещаем не сами, а предлагаем выбрать ребёнку персонажа и место для него. Объясняем ребёнку, что это такая игра: каждый ребёнок превращается в какое-нибудь животное: «Кем ты будешь?», «Каким животным у нас будет Соня?», «На какое животное похож Ярослав?», «Выбери животное для Полины» и так далее. И последовательно наклеиваем всех зверушек на бумагу. И для педагога тоже пусть ребёнок выберет животное.
Если вдруг ребёнок окажется единственным зайчиком среди хищников, это тревожный сигнал: ребёнок в садике чувствует опасность, потенциальная угроза исходит от всех. При диагностике смотрим также на размер фигур и расположение. Насколько ребёнок удалён от воспитателя? Есть ли рядом другие животные?
Интерпретация проста: это проекция реальности на рисунок. Если представите, что вместо зверушек на ватмане стоят конкретные дети, то увидите, кто с кем рядом, кто с кем дружит, кто в центре внимания, кто в позиции сильного (крупнее всех), кто в позиции успешного (выше всех), кто за кого прячется, кто приближён к воспитателю.
Простая аппликация, созданная ребёнком, может многое рассказать о его переживаниях. Важно только в процессе помнить, что это диагностика, а не поделка «для красоты», поэтому не вмешиваться в процесс, не руководить, не указывать, кого и куда приклеить.
Предлагать новые решения можно на втором этапе – этапе коррекции, когда явные проблемы обозначаются и можно будет «править» рисунок. Арт-терапия работает так, что когда мы правим рисунок, тем самым правим и фактическое состояние ребёнка. Например, увидели, что персонаж ребёнка самый маленький и слабый зайчик – значит, работаем над самооценкой, создаём ситуацию успеха. Сочиняем сказки про зайчика, который кушал много морковки и вырос. Или зайчик развивал смекалку и смог перехитрить даже злого волка, а в итоге вообще перестал всех бояться и получил звание самого сильного в лесу. После такой длительной коррекционной работы возвращаемся к прежней аппликации, предлагаем сделать зайчика покрупнее, рисуем ему на шею медаль «Самый смелый» и заменяем в композиции старого зайчика на нового. Возможно, что новый зайчик даже захочет поменять место обитания и из уголка переместиться ближе к центру.
Игра в детский сад
Бывает так, что ребёнок не хочет ни рисовать, ни клеить аппликацию. Как в этом случае оценить комфортность его пребывания в детском коллективе? Можно просто поиграть в детский сад. В игре ребёнка раскрываются все особо тревожные и радостные моменты.
Можно таким образом «подслушать» типичные фразы воспитателя, так как в игре ребёнок будет их повторять, копируя интонацию воспитателя. Что вы услышите? «Я же вам русским языком сказала», «Иди сюда, мой хороший» или «Я тебе сейчас уши оторву!» Или: «Перестань крошить хлеб на стол, а то больше хлеба не дам».
Если есть большое количество фигурок разных животных, то можно сделать расстановку на столе: кто есть кто и где стоит. Животным даём имена детей из группы и отправляем погулять на полянку
Интерпретация аналогичная, как при интерпретации аппликации – это проекция реальности. Для малышей двух-трёх лет достаточно просто расставить игрушки на столе. А дальше смотрим: фигурка, которая малышом выбрана для себя, стоит близко к центру или ближе к краю? Старается ли он быть подальше от всех или он в компании других фигурок? Насколько далеко от педагога? Не начали ли фигурки войну друг с другом? Не пытается ли кто-то кого-то съесть?
Вообще, конфликты в малышовой группе – нормальное явление, там каждый день кто-нибудь делит игрушку. Поэтому из-за непродолжительных сцен сражения особо волноваться не стоит. Но если сражение становится ключевым действием, если вся сцена разворачивается как непрекращающаяся борьба, если ребёнок азартно всех сокрушает или, наоборот, строит укрытие, прячется, то это повод попросить воспитателя понаблюдать за ребёнком в садике. Азартно всех крушить может как ребёнок-агрессор, так и тихий ребёнок, который в реальности не может дать сдачи, но в игре с мамой, в безопасной обстановке, он таким образом избавляется от внутреннего напряжения.
У детей пяти лет и старше расстановкой игрушек можно не ограничиваться. И даже можно не сопоставлять каждую игрушку с конкретным ребёнком из группы. Просто предложить сыграть в волшебный детский сад. Ребёнок с хорошей фантазией тут же выдаст интересный сюжет, который и будет материалом для анализа.
Сказки
Можно вместе с ребёнком сочинять сказки, героями которых будут ребята из детского коллектива. Тут и диагностика:
Кого из группы ребёнок будет чаще выбирать на роль злодея?
Кого будет спасать?
Кого возьмёт в помощники?
И коррекция: со злодеем можно в сказке подружиться, либо победить его, либо победить, а потом подружиться.
Пусть у сказки будет классическое начало «Жил-был мальчик» или «Жила-была девочка». Имя главному герою даём такое же, как у ребёнка, если ребёнок маленький (три-четыре года), или похожее по звучанию, если ребёнок постарше. «Однажды утром пришёл (пришла) он (она) в детский сад, а там…» – родитель начинает предложение, а ребёнок придумывает продолжение. Финал у сказки должен быть обязательно хороший. Если сам ребёнок не может вывести сюжетна счастливый конец, то помогаем ему, предлагая разные варианты на выбор.
Источник: Быкова А.А. Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад!– М: Издательство АСТ, 2018

Comments